Одно из направлений при лечении ДЦП является пет-терапия или зоотерапия, то есть лечения с помощью животных. О том, что это такое, какие виды пет-терапии бывают, читайте в нашем материале.
Пет-терапия (или ее еще называют зоотерапия, анималотерапия) происходит от английского слова pet – домашнее животное, питомец. И произнося слово «пет-терапия» почему-то воспринимается лечение именно с помощью собак, хотя это не совсем так.
Пет-терапия – это целая совокупность самых разных методов терапии, лечения и реабилитации, суть которых состоит в воздействии на человека с помощью животных: кошек, собак, лошадей, дельфинов и т.д. Причем зачастую пет-терапия совмещается с кинезитерапией (восстановление через движение).
И каждым годом пет-терапия становится все популярнее. Животные чуть ли не в прямом смысле «учат» маленьких детей читать и общаться, а также дают поддержку старикам и взрослым.
История возникновения зоотерапии
Различные виды лечения с помощью животных применялись уже очень давно. Так, например, древнегреческий врач Гипократ в своих трудах упоминал верховую езду в качестве лечебной гимнастики. Но целенаправленного использования животных в качестве системной меры реабилитации и лечения не было.
В далеком 1976 году британский филантроп Уильям Тьюк выяснил, что присутствие собак при лечении положительно влияет на больных людей. Правда как метод лечения зоотерпаия (или анималтерапия) стал целенаправлено применяться лишь во второй половине XX века. Эту идею предложил психотерапевт из Нью-Йорка Борис Левинсон, который лечил 9-летнего мальчика Джонни, страдающего аутизмом, который с очень большим трудом шел на контакт.
И вот однажды в кабинет к Левинсону забежала его собака по кличке Джингл. Ребенок вдруг подошел к ней и начал гладить. Родители Джонни попросили, чтобы собака присутствовала и на следующих сеансах. Левинсон был удивлен, насколько успешней пошла работа. Это навело его на мысль использовать собак и кошек в детской психотерапии.
Научное сообщество отнеслось к идее весьма прохладно, коллеги подняли Бориса Левинсона на смех, но хорошо, что Левинсон не отступил под напором «толпы». Как оказалось, Фрейд нередко позволял своей собаке чау-чау Йофи присутствовать на сеансах, считая что она помогает установлению доверия с пациентом. А уже спустя 10 лет Левинсон провел опрос среди коллег и выяснил, что из 319 его коллег-психологов уже 16% используют в работе помощников-ассистентов в лице животных. К слову, пет-терапия не ограничивается использованием лишь собак для реабилитации пациентов.
Какие виды зоотерапии бывают?
Иппотерапия — это метод реабилитации с помощью лошадей. Он рекомендуется людям, страдающим психическими и поведенческими расстройствами. Повышает психологическую устойчивость, снижает проявления депрессии и тревоги.
Фелинотерапия — реабилитация с помощью кошек. Любой владелец кошек знает, что эти животные прекрасно снимают стресс и восстанавливают наше душевное равновесие. «Отец» фелинотерапии, ветеринар из Тулузы Жан-Ив Гоше утверждает, что мурлыканье кошки способствует выработке гормона счастья серотонина. Правда фелинотерапия не получила очень широкого распространения, ведь кошки любят свой дом, а при смене обстановки порой ведут себя крайне непредсказуемо.
Дельфинотерапия — метод лечения с помощью дельфинов. Считается, что плавание с дельфинами показано людям с аутизмом, синдромом Дауна, детским церебральным параличом.
Пет-терапия при лечении ДЦП
Детский церебральный паралич характеризуется сочетанием трудно устранимых не только двигательных, но и познавательных, личностных нарушений, среди которых можно особо выделить повышенную тревожность, различного рода страхи. Именно поэтому при лечении ДЦП пет-терапия используется в двух вариациях:
- для психологического воздействия на ребенка за счет присутствия животного (будь-то собака, кошка, лошадь или дельфин);
- для физического воздействия путем активных упражнений — в основном это конная езда или плавание с дельфинами.
Очень много ребятишек с детским церебральным параличом имеют поражения конечностей и для них актуальны именно физические нагрузки, более активные движения. Среди вариантов пет-терапии активную двигательную нагрузку дает именно верховая езда на лошади, либо плавание в бассейне с дельфинами. И в первом и во втором случаях организм ребенка подвержен определенному воздействию:
- на коне ребенку нужно держаться (пусть и с помощью взрослого человека), что стимулирует развитие мышц, либо движение лошади передает импульс телу ребенка, оказывая такой же эффект, как и самостоятельная ходьба. И, кстати, результаты очень даже неплохи;
- при плавании с дельфином ребенок сам находится в воде, укрепляя мышцы, иммунную систему, а также так или иначе взаимодействует с животным.
Стоит ли использовать зоотерапию?
Определенно, да. Положительный эффект дает даже наличие питомца дома и игра с ним. Кошка или собака могут отвлекать ребенка, помогать ему в развитии. Даже если нет возможности ездить верхом на лошади или же плавать с дельфинами (дельфинарии и ипподромы есть далеко не во всех городах России), то можно совмещать активные нагрузки в спортзале, зале лечебной физкультуры, обычном бассейне и домашнюю зоотерапию. Мурчание кота или кошки очень успокаивает, а собака всегда будет лучшим другом.
И помните, детский церебральный паралич — это не приговор. На нашем сайте мы собираем истории людей, на деле это доказавших.