Может ли ребенок с ДЦП кататься на велосипеде, самокате или даже электросамокате? И ведь действительно, вопрос очень важный. Давайте разбираться.
В чем сложность?
Самая большая сложность у детей и взрослых людей, перенесших ДЦП, в координации движений. Здесь, конечно, все зависит от формы детского церебрального паралича. Детям с легкой формой, не сильно затрагивающей двигательные функции организма, существенно проще встать на двухколесный транспорт. А при тяжелых формах ДЦП возможность держать равновесие может быть сильно затруднена. И этот фактор нужно учитывать.
Например, мы уже рассказывали об Иване Бакаидове. Он с трудом передвигается и держать равновесие весьма проблематично. Выходом стала своеобразная велоколяска, с помощью которой он может передвигаться по городу, проезжая десятки километров.
Кроме физического состояния обращайте внимание на эмоциональное состояние. Волнение от процесса катания, волнение от первых удач или наоборот, первых неудач — все это находит очень яркое отражение в непроизвольных движениях у человека. Свои эмоции приходится учится контролировать. И это, порой, непросто.
Стоит ли боятся двухколесного транспорта?
Боятся — нет. Но всегда помните, что любое транспортное средство — это источник повышенной опасности. И неважно, что это — автомобиль, велосипед, электросамокат. Электросамокаты развивают скорость 20-25 км в час, чем вызывают недовольство у пешеходов. Правда многие забывают, что велосипедист вполне может разгонятся до 35-40 км в час, также проносясь по тротуарам.
Преимущества катания на велосипеде или самокате?
Самые главные преимущества — это:
- тренировка вестибулярного аппарата у ребенка и у взрослого человека. Возможность научиться держать равновесие в движении — это классно;
- нагрузка на организм. И совсем не важно, едет ли ребенок на велосипеде или самокате, мышцы всегда работают. На велосипеде и обычном самокате, бесспорно, двигаться приходится больше, чем на электросамокатах;
- концентрация внимания. В случае с ребенком или взрослым с ДЦП концентрация внимания будет еще выше. Нужно следить за своими движениями, за дорогой, за окружающими, а еще побороть волнение;
- сокращение неконтролируемых движений мышц вследствие постоянной нагрузки на мышцы и концентрации внимания.
При лечении ДЦП важно чтобы как можно большие группы мышц были задействованы и работали. Физические нагрузки стали одним из наиболее важных аспектов при лечении и реабилитации (почитайте, например, об иппотерапии) На наш взгляд, велосипед и самокат — это прекрасный способ тренировки мускулатуры, выносливости.
Может ли человек с ДЦП кататься на велосипеде?
Безусловно, да. К слову, Александр Зимин это доказал на своем примере. Мы понимаем, что не при каждой форме ДЦП это получится. Но даже если велосипед будет не двух-, а трехколесным, то езда на нем принесет пользу.
Можно ли научиться на нем ездить в уже старшем возрасте? Да! Это будет не просто и трудно, наверняка, будут падения и ушибы (поэтому старайтесь использовать защитную экипировку), но это вполне возможно. И здесь, как и в любом деле, важно упорство. Даже у полностью здорового человека сесть и поехать на велосипеде с первого раза получается не всегда. Потребуется время и много усилий.
Может ли человек с ДЦП кататься на самокате и электросамокате?
Да, может. По собственному опыту скажем, что научиться кататься на самокате и электросамокате человек с ДЦП может. Но опять-таки с учетом его физического состояния и возможности передвигаться самостоятельно в целом.
Обычный самокат, на наш взгляд, проще чтобы научиться на нем кататься, нежели его аналог с электромотором. Это связано, во-первых, со скоростью последнего. А во-вторых, с особенностями конструкции. На скорости более 10 км в час на электросамокате требуется уделять максимум внимания и концентрации при его управлении. Небольшие колеса (обычно это 8-10 дюймов) реагируют на любое движение руля достаточно резко, а при ДЦП возможны непроизвольные движения руками и ногами.
Как научиться кататься?
Чтобы научиться кататься на велосипеде или самокате нужно, как бы странно это не казалось, кататься. Только практика помогает достичь желаемого. Хочешь ходить — пытайся ходить. Хочешь ехать — пытайся ехать. Других вариантов попросту нет. И вот несколько наших советов.
Во-первых, выберите ровный участок, на котором вы сможете учиться не опасаясь за дорожное покрытие. Это может быть тротуар, где немного людей, или же беговая площадка возле школы. И не выезжайте на проезжую часть.
Во-вторых, следите за своим эмоциональным состоянием. Человеку с ДЦП порой непросто сделать то, что доступно обычным людям. Всегда возникают мысли, что окружающие будут смеяться, что что-то делаешь не так, что лучше все бросить и т.д. Отодвиньте эти мысли в сторону. Вы учитесь ездить для себя, а не для кого-то. Без разницы что подумают другие. Поверьте, окружающие будут завидовать, когда вы научитесь кататься.
В-третьих, не бойтесь упасть. Мы всегда падаем, когда учимся ходить. Мы также падаем, когда учимся кататься. Только с опытом приходит ощущение равновесия и понимание, как двигаться, как сидеть на велосипеде (стоять на самокате), что можно делать и что нельзя. И пока вы учитесь, мы советуем использовать защитную экипировку.
В-четвертых, катайтесь с кем-то. Это может быть друг, подруга, родственники. Так вы быстрее научитесь, а процесс станет похож не игру или небольшое соревнование.
Для привыкания к нагрузкам можно дополнительно посещать спортивный зал, тренируясь на велотренажерах. Конечно, научиться держать равновесие на таком велотренажере не получится, но привыкнуть к физическим нагрузкам побыстрее — вполне. К слову, есть и специальные велосипеды для людей с ограниченными возможностями. Часто они трехколесные. Правда нам не приходилось их (такие велосипеды) видеть или кататься.
И если учитесь кататься на электросамокате, то поставьте экономичный режим, на котором скорость будет максимально ограничена. Выбирайте электросамокат с мощностью двигателя до 250 Вт (включительно) — на нем можно будет кататься по тратуарам. А электросамокаты с мощностью двигателя более 250 Вт все чаще приравнивают к мопедам, а это уже другой класс транспорта с другими правилами дорожного движения.